Любая перевозка груза с нестандартными параметрами априори сложнее стандартной транспортировки обычных посылок. Это связано с тем, что сложно подобрать для этих работ как транспорт, так и маршрут. Еще одной проблемой для перевозчика может стать способ надежного крепления, и сохранение целостности. В нашей статье мы попробуем рассмотреть основные аспекты и особенности транспортирования негабаритных грузов.
Что значит «негабаритный»?
В терминологии сферы транспортных услуг сложно найти точное определения понятию «Негабаритный груз». Почему? Потому что кроме определенных требований к транспорту, нужно учитывать используемые при перемещении транспортные сети (региональные, межрегиональные, и т.д.), а также гарантирование сохранения транспортируемого груза. При этом обязательно учитывают текущее состояние дороги, а если для водного транспорта – ширину водоема. Есть ряд факторов-ограничений:
- эстакады мостовых сооружений;
- ЖД переезды;
- высота линий питания городского электротранспорта;
- время заезда в населенные пункты, так как многие города ограничивают перемещение большегрузных автомобилей;
- факторы погоды и время года.
Совокупность одного или нескольких пунктов и непроходимость груза по весу или основным параметрам приводит к присвоению ему названия «негабаритный».
Кроме этого не совсем правильно будет называть предмет «грузом» не соотнося его со средством доставки. Все параметры перевозимого предмета — это симбиоз «груз + транспортное средство».
Поэтому принято считать негабаритным (отличающимся от стандарта) грузом крупный предмет, который из-за своего веса, размера или специфики нельзя перемещать, используя при этом типовые средства передвижения. Под ограничениями при этом понимают диапазон значений, устанавливаемых, с учетом обеспечения безопасной перевозки грузов для всех используемых в транзите видов транспорта (и каждой страны, если транзит происходит по территории разных государств).
Вне стандартов
В п.23.5 «Правил дорожного движения РФ для автомобильного транспорта», сказано, что особые правила применяются при транспортировке КТГ если:
-
Размеры ТМ превышают:
- 2,55 м (2,6 м – у рефрижераторов и изотермических кузовов) по ширине;
- 4 м по высоте от уровня земли;
- 20 м по длине (одного прицепа).
- Груз, который перевозит ТС, выступает за заднюю крайнюю точку больше двух метров.
- В перевозке участвуют прицепные поезда от двух и более.
Значение допустимого веса в этом своде правил не указана. Масса автомобиля ограничена качеством дорожного покрытия, а также предельно допустимой нагрузкой на ось. В государствах Европы допускается перемещение автомобильного транспорта максимальной загруженностью 28 – 60 т, длиной 11 – 12 м для одиночного автомобиля и 14 – 24 м (чаще 16-18 м) для автопоездов, шириной 2,5 м, а высотой – 4 м.
Для железнодорожного транспорта к КТГ относят предметы, весом, превышающим 60 т, длиной – 14 м (длина стандартной платформы 13,3 м), шириной– 3,25 м, а высотой – 5,3 м. При этом ограничение по массе составляет 500 т, а возможность перевозок – габаритными параметрами тоннелей, а также высотой и допустимой загруженностью мостов.
Для речного транспорта большегрузными считаются грузы, вес которых больше 1 т, а длинномерными – те, которые имеют ширину более 2,6 м, а длину и высоту – больше 3 и 2,1 м.
Для морского транспорта тяжеловесным считают груз весом от 5 до 100 т., при весе, превышающем указанный диапазон его называют уникально тяжелым. Крупногабаритным же принято называть груз, который ввиду особенностей невозможно транспортировать в трюме и его приходится размещать на палубе.
Понятное дело, что список нестандартных грузов может изменяться до бесконечности. К таким грузам можно отнести и экскаваторы, и бурильные установки и элементы сварных конструкций и т.д. – все они имеют уникальные параметры и размеры, являются моногрузом и требуют тщательного и индивидуального расчета доставки.
В пучине бумажной волокиты
Отсутствие единства в терминологии привело к появлению значительного количества документации, призванной нормировать транспортировку нестандартных грузов. При осуществлении любой доставки КТГ необходимо получать отдельные разрешения. В них перечисляются параметры груза и автотранспорта, используемого для перемещения, а также спец условия передвижения с непременным согласованием пути следования.
Для каждого из видов транспорта документация своя. Обычно перевозка негабаритов осуществляется разово, поэтому унифицировать стоимость таких перевозок не представляется возможным.
Разумеется, имеется современное программное обеспечение, призванное рассчитывать степень негабаритности груза и стоимость перевозки, но к сожалению, оно не учитывает внешние факторы, которые могут существенно влиять на тариф. Такими условиями могут быть как погодные факторы, так и, например, перемещение груза, через границу нескольких государств, ведь тариф на территории разных стран могут отличаться.
Как найти оптимальный путь?
Какая главная цель транспортировки? Конечно доставить груз в целости и сохранности. Именно этот принцип фундаментальный при построении маршрута. Так как передвижение ТС при доставке нестандартных грузов производится по обычным дорогам и трассам, то выбор и проектирование маршрута должен зависеть от плотности и скорости движения по выбранной трассе, а также от условий доставки. При этом очень важно правильно выбрать специальный подвижный состав, который будет отвечать всем правилам перевозки КТГ.
При составлении плана движения используются специальные нормативные документы, которые нормируют:
- основные показатели ТС;
- специфические условия транспортирования КТГ;
- перечень организаций, принимающих участие в согласовании пути следования и последующей проверке соблюдения правил транспортировки;
- круг обязанностей каждой стороны по организации транспортировки.
Данные об отправляемом негабарите поступают от заказчика или транспортной компании, а информацию о транспортной сети представляют соответствующие государственные службы. Исходя из того, что общая транспортная сеть может не подходить для провоза негабаритов, то маршрут должен учитывать возможность проезда по альтернативным дорогам. На всех спорных этапах построения маршрута обязательно нужно предусмотреть разные способы доставки.
После просчета начинается согласование маршрута (отдельных его участков) в несколько этапов в различных организациях. Иногда это может длиться очень долго. После завершения всех согласований выдают разрешение и рекомендации по спец условиям движения.
Разрешение нетиповых ситуаций
В виде примеров предоставлены наиболее часто встречающиеся трудности при транспортировке крупногабаритов и предоставлен один или несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Пример №1
Высота контактной линии для питания городского электротранспорта очень мала, и как следствие проезд автопоезда осуществить невозможно.
Способ решения: Можно частично демонтировать часть контактной линии или обратившись в ГИБДД произвести проезд в другой полосе перекрыв на это время часть дороги.
Пример 2.
Состояние покрытия дороги не может выдержать нагрузку при перевозке крупногабарита.
Способ решения: Произвести уплотнение необходимой для проезда части дороги спецнастилом из железобетона или металла.
Выбрать маршрут в объезд этого участка.
Если перевозки КТГ планируются на постоянной основе построить возвести часть дороги, для объезда критического участок дорожного полотна (весьма затратное и длительное занятие).
Пример 3.
Груз слишком высокий и автотранспортное средство не сможет проехать под эстакадой моста.
Способ решения: Произвести разборку и транспортировать его отдельными деталями.
Получаем разрешение на транспортировку КТГ
Может показаться, что это совершенно несложный процесс – получить разрешение на перевозку КТГ. Однако в реальной жизни это может оказаться совсем не так. Порядок согласования включает в себя несколько этапов. Давайте подробно их рассмотрим.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Сперва необходимо написать заявление и прикрепить к нему список документов, содержащих в себе:
- спецификацию на груз;
- чертежи перевозимого КТГ;
- указание массы и параметров всех грузовых мест по отдельности;
- адрес мест от куда и куда едет груз;
- подробный маршрут движения.
В какое ведомство подавать эти документы зависит от выбранного пути перевозки, а именно:
- Федеральную автомобильно-дорожную службу России (для международных перевозок);
- Федеральные дирекции автомобильных дорог России (для межрегиональных и местных перевозок грузов по федеральной сети дорог);
- региональные дирекции (для межрегиональных и местных перевозок грузов по федеральной сети дорог);
- территориальные органы управления дорожным хозяйством (для межрегиональных и местных перевозок грузов по обслуживаемой сети дорог).
ВТОРОЙ ЭТАП
После регистрации заявления, сотрудники ведомства согласовывают маршрут с предприятиями, производственные объекты которых размещены на территории, по которой следует транспорт (обязательно просматривается высота контактных линий питания электротранспорта, наличие путепроводов и т. д.). Так к примеру, проезд ТС с КТГ через железнодорожные пути и его точное время обязательно согласовываются с начальником участка данного переезда.
Обычно, документы согласовывают от недели до 20 дней, но иногда это может занять от пары месяцев до нескольких лет, если в согласовании задействовано большое количество служб или необходимо разработать особый проект перевозки КТГ.
ЭТАП ТРЕТИЙ
После завершения согласования, заявитель получает пропуск на перевозку. Получают его либо в ГИБДД МВД, если перемещение международное, либо в дежурной части ГИБДД РФ.
При выдаче подобного рода разрешительных документов ведется «Журнал регистрации заявлений и выдачи разрешений Федеральной службы автодорог Министерства транспорта РФ или ее уполномоченных представителей на местах». В него заносят:
- Дата поступления заявления на согласование;
- Дата согласования разрешения;
- Вид транспорта;
- Категория груза;
- Маршрут перемещения;
- срок действия разрешения;
- с кем согласовано разрешение;
- госномер ТС;
- наименование транспортной компании, его контактные данные;
- размер оплаты, дата и номер платежного документа;
- номер разрешения и дата;
- личная роспись ответственного за выдачу лица;
- личная роспись получателя.
Особенности проведения транспортировки
Давайте немного рассмотрим нюансы, которые в обязательном порядке должны тщательно обдумываться при осуществлении транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Кто будет перевозить?
Зачастую у транспортных компаний имеется своя узкоспециализированная техника для доставки нестандартных грузов: у одних — это низкорамные машины, позволяющие перевозить грузы повышенной высоты; у вторых – телескопические прицепы, в которых хорошо перевозить грузы нестандартные по длине; у третьих же имеются котловые мосты для доставки сверхгабаритов. Заниматься этим вопросом должен опытный экспедитор, который заранее узнает о наличии всех видов специальных ТС, которые могут понадобиться при транспортировке, в разных компаниях-перевозчиках и, уже исходя из этого, составить оптимальный вариант доставки.
Как крепить негабарит?
Крепления грузов по стандарту осуществляется с применением ремней и цепей. Креплением груза занимаются вместе отправитель и представители перевозчика. Если стандартных крепежей недостаточно используют спец крепежи, их должен приобрести отправитель, либо разработать экспедитор, отвечающий за доставку.
Какие бывают нарушения в перемещении КТГ автомобильным транспортогм
Все нарушения фиксируются представителями ГИБДД. К основным видам нарушений можно отнести:
- ошибка в оформлении разрешающих документов;
- несоответствие веса КТГ заявленного в разрешительной документации фактическому весу;
- повреждения вследствие транспортировки линий электропередач городского электротранспорта или разрушение опор;
- повреждение мостов
- ошибки при закреплении.
Как выбрать перевозчика?
Если ТС с КТГ пересечет в процессе движения территорию разных государств, то разрешение на транзит в каждом необходимо оформлять отдельно и в соответствии с законами страны. Если отправителем является сам производитель, то зачастую, в состав предприятия включен отдел, отвечающий за проработку маршрута и получение разрешительной документации.
Однако это не всегда так. Именно поэтому выбрать необходимо такую компанию-перевозчик, специалисты которой возьмут на себя полную организацию и проведение доставки, включая проработку и изготовление специальных креплений, оформление страховки груза, а также осуществление его охраны. Отправителю нужно только направить к ним спецификацию на груз и оплатить перевозку. Понятное дело, что стоимость доставки при этом ощутимо возрастет, зато позволит сэкономить силы и нервы, которые вам точно понадобятся в случае самостоятельного согласования разрешения на перевозку в десятках различных инстанций.
Наша компания на рынке услуг по перевозке негабаритных грузов уже много лет, а наши специалисты имеют внушительный опыт работы и огромный багаж знаний, которые позволяют им выполнять работы любой сложности. Обращаясь к нам, вы получаете 100% гарантию качества выполнения любой услуги. Звоните!